От избытка сердца говорят уста

В новой рубрике “Слепые о себе” мы предлагаем ознакомиться с историями незрячих, написанными ими самими о себе, о своей жизни, о общении с другими людьми…

P1150227Игорь Лукьянчук: Моя история

Моя история началась с рождения и с младенческих лет.

Я родился в Трускавце Львовской области, а потом меня родители перевезли в Александрию Кировоградской области.

Началось все с того, что мои родители подметили, что у меня совсем нет зрения и начали возить на обследования к врачам. Сначала повезли в Киев в институт Микрохирургии глаза, потом повезли в Одессу в институт Филатова, а за тем в Москву.

Как рассказывала мама, мне тогда было два – три годика. Папа договаривался с врачами, а потом они меня везли к ним. Мама каталась, держа меня на руках. Но, к сожалению, врачи не давали прогнозов, что я буду видеть, и был поставлен диагноз «Синдром Марфана». Выяснилось, что у меня порок сердца и сильно хрупкая костная система.

Мои долго думали и решили меня в семь лет оформить в Одесскую спецшколу-интернат № 93 для незрячих детей, и там я учился двенадцать лет. Перед школой меня мама пыталась учить элементарным вещам, а именно читать шрифтом брайля, петь, учить и рассказывать стихи, считать до десяти и дальше. Приучала меня к культурной жизни. Когда они с папой работали на предприятии общества слепых, они меня задействовали в всевозможных концертах. Даже помню, что на новогоднем вечере я был снежной тучей в сценке, когда мне было три годика. Также мама меня учила одевать правильно одежду и завязывать шнурки на обуви, но, правда, шнурки я научился вязать, когда заканчивал третий класс школы, а это было девять лет. В школе все удивлялись, что я, перейдя в третий класс, никак не умел вязать шнурки. Учеба давалась мне с переменным успехом. По чтению мне ставили всегда хорошие отметки, а письмо все время хромало, то строчка на другую налезет, то куча ошибок в тексте.

Первая учительница не могла дождаться, пока я научусь грамотно и безошибочно писать, потому писать мне приходилось и на каникулах, когда домой приезжал, под чутким руководством родителей. Немного погодя письмо мое наладилось, и учительница приятно удивилась и пришла в восторг, что наконец я стал хорошо писать. Кроме того в школе у меня обнаружили хороший музыкальный слух и посоветовали, чтобы я пошел заниматься в музыкальную школу, а моим любимым инструментом была ямаха, и я все мозги маме прожужжал, чтобы она мне купила ямаху.

Родители были не против этого, но сказали, что лучше мне начать с пианино, а именно ходить в школе в кружки игры на пианино, а потом только на ямахе смогу играть. В пятом классе я все-таки пошел в кружок игры на пианино, а в восьмом классе я пошел в школьный хор петь и был принят туда на постоянной основе.
А еще я, будучи в девятом классе, захотел посещать религиозные уроки, потому что к нам стала приходить преподавательница с воскресной школы и проводить в нашей школе занятия. Правда, мама сначала не хотела, чтобы я туда ходил, потому что боялась, что я сильно ударюсь в религию и буду только единой религией и жить, но потом получилась такая история.

Моих одноклассников, которые ходили на такие занятия, решили повезти на трехдневную экскурсию в город “Почаев”. Взяли туда даже тех, кто на занятия не ходил, а мне отказали, аргументировав, что мне будет тяжело, и им со мной будет очень тяжко. Мне стало жалко, что не осуществилась моя мечта туда поехать, и я рассказал все это маме на каникулах, прося ее, чтобы все-таки разрешила мне ходить на занятия воскресной школы.

Она добро дала, и я все-таки пошел на данные занятия. Нас даже тогда возили иногда на причастие и на исповедование. А еще после окончания пятого класса я выучил полностью компьютер, благодаря моему папе, у которого на работе был компьютер. Он сначала сам выучил компьютер, когда его приобрел, а потом на летних каникулах водил меня на работу по вечерам и учил. Мама же в свою очередь учила меня мыть посуду, вязать на спицах и шить. Вязать я научился в третьем классе, мыть посуду научился после третьего класса, тогда же научился и чистить яйца.

Когда нам в школу привезли компьютеры, а я тогда был в шестом классе, то я признался своим одноклассникам, что хорошо выучил летом компьютер. Они сразу удивились и не поверили мне, а потом, когда поняли, то уже сразу меня зауважали и консультировались у меня по компьютеру, хотя в первых классах они считали меня серой мышкой и обижали меня разными способами, то побьют, то матерными словами обзовут.

У меня же в первых классах была еще такая слабая сторона, что когда на до мной издевались, я не мог за себя постоять и дать им сдачи, а вместо того, жаловался учителям, воспитателям, ночным няням и родителям. Мой папа меня тогда учил, что если я хочу прекратить издевательство над собой, то есть только один вариант- это самому учиться защищать себя, иначе будут обижать всегда.

Но не все так плохо. После овладения мной компьютерными знаниями меня сразу перестали обижать, потому что стали уважать и считали умным, а как подметили, что у меня феноменальная память, то тем более считали гвоздем класса, даже стали меня спрашивать такие вещи, что я кушал такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года. Я им всю информацию выдавал правильно и быстро, а они удивлялись, как я так могу.

Называли мне число, месяца, а я им безошибочно называл, какой это был день или какой будет день. Правда, друзей у меня в школе почти не было. Был один друг, но мы с ним подружились только, когда я был в десятом классе, а он в одиннадцатом. В классе десятом мои одноклассники стали каждый день интересоваться у меня, что задано на самоподготовку и какие уроки у нас будут на следующий день, хотя сами узнавали, но со временем забывали, потому и спрашивали. После десятого класса они, поняв, что я разбираюсь во многих предметах, разленились и стали меня просить, чтобы я за них сделал домашние задания и написал, либо ответил на уроке, вместо них, чтобы им поменьше напрягаться и побольше гулять. Сначала они меня просили это за вознаграждение какое-то, а потом и без такового. Так они на мне и выезжали, когда учительница по биологии это не заметила однажды и не выставила им двойки за урок.

За время учебы в школе, во время летних каникул я два раза побывал в санатории “Россия” в Одессе с мамой по Чернобыльской путевке и два раза был в лагере “Молодая Гвардия”, но там я был сам. Первый раз я там был с полностью зрячими детьми из массовых школ, а второй раз посчастливилось поехать туда со своими одношкольниками и с учениками из Днепропетровской спецшколы для незрячих детей. Там было хорошо. И питание сытное – пять раз в день, давали разную еду, и дискотеки каждый вечер, и концерты, и экскурсии и даже спортивные игры, но одна беда, а именно та, что в первых классах меня зрячие били и обижали, а я, вместо того, чтобы дать сдачи, плакал и жаловался вожатым. За это меня били все сильнее, потому что и так понятно, что жалующихся никто не любит. Доходило даже до того, что мальчишки заставляли меня признаваться девчонкам в любви, а я их слушался, потому что боялся избивания и делал это. Девчонкам не нравилось, что я им в любви признаюсь, не смотря на то, что любят они других мальчишек, то в свою очередь тоже угрожали, что на стучат хорошенько мне по лицу. Таким образом, я терялся в выборе получить от мальчишек больно или от девушек. Но с концом заезда закончились мои мучения.

Когда я в лагере был второй раз уже с одношкольниками, то меня почти никто не обижал, потому как меня все знали, помогали мне и даже несколько воспитателей с нами было. Все хорошо, если бы не три проблемы.

Во-первых, нас вывели однажды на пляж в солнцепек и я подгорел на солнце, во-вторых, я там простыл и заболел немножко, но это еще не самое плохое. Сначала заезда долго определялись, кто меня будет сопровождать в лагере и за территорией, а именно, кто будет за меня отвечать и нашли девушку с Днепропетровской школы для незрячих, которая с нами была, то ей меня и поручили сопровождать и полностью смотреть за мной, поскольку она видела более менее.

Она водила правильно и легко, но оказалась сильно строгой, постоянно кричала на меня, когда я только смел споткнуться или нечаянно наступить ей на ногу. Я с ней пробовал драться, потому что меня ее крики раздражали, но всякий раз, когда я намеревался ее ударить, она больно брала меня за руку и пресекала мои попытки, злобно подергивая. За два дня до конца отдыха, а именно на мой день рождения, она удосужилась развернуться и с силой ударить меня по спине просто так, без каких-то причин и объяснений. Я в свою очередь пытался ей дать сдачи, но напрасно. Она, кроме того, что воспользовалась своим зрением и убежала далеко, так еще же сама была сильнее меня, то я, вместо нее ударил своего одношкольника , который стоял передо мной, за что еще и от него получил в придачу.

Осталось только расплакаться в очередной раз. Потом, конечно, та девушка Юля попросила у меня прощения за удары и крики, объясняя свое поведение тем, что надоело ей меня водить и что-то на нее нашло такое, что она не сдержалась, потому ударила. Самое чудесное было то, что нам в лагере не давали скучать, развлекали всяческими методами.

А та девушка внезапно подобрела, в день приезда моей мамы, и решила продолжать меня водить по лагерю и за мной ухаживать, притом почему-то не крича на меня и делая мою жизнь комфортной.

Учась еще в одиннадцатом классе, я решил вступить в ансамбль, который мы создали на Александрийском предприятии, и до сих пор пою там. Этот ансамбль называется “Акколада”. Ему уже 12 лет. Раньше мы пели больше всего групповые общие песни, но теперь в основном исполняем сольные песни, потому что нет такого руководителя, который бы придумал и расписал каждому партии, чтобы сделать общее созвучие в группе. Я пою песни даже на французском языке. Кому интересно меня послушать в интернете, то может зайти на такие ссылки: https://www.dropbox.com/s/eklzc2ps76euvsa/a%20toy.MOV?dl=0 и https://www.dropbox.com/s/p3wd6w4vfqo2fg0/%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8%20%D0%B1%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%8F.MOV?dl=0.

Еще в школе я думал, что после окончания школы поступлю на филологический факультет и стану учителем языков, но мои родители сказали, что мне будет тяжело устроиться и тем более работать, поскольку я не умею сам ориентироваться в пространстве, да и надо работать только в школе для незрячих, где и так учителей хватает, и посоветовали мне поступать на юридический. Поскольку за время моего обучения в школе мама поступила в национальный университет “Одесская Юридическая Академия имени Кивалова” на заочное отделение и к окончанию моего прибывания в школе закончила учебу я решил пойти по ее стопам и поступить туда же, вслед за ней, тем более, что мой папа юрист, и уже лучше, когда вся семья юридическая.

Мама, конечно, за меня переживала, как я буду сдавать экзамены и зачеты, что аж потом обливалась, всякий раз приходя со мной на экзамены и читая мне экзаменационные билеты, но в отличии от школы, где у меня были и пятерки, и четверки и даже тройки, в высшем учебном заведении у меня были исключительно пятерки, правда, по трем предметам за семь лет обучения случайно четверки случились. Так я переплюнул своих родителей, у которых были даже тройки и не было у них красного диплома.

Вследствие этого, они вышли с дипломами специалиста, а я закончил магистратуру, сдав после получения бакалавра переходной экзамен по английскому снова таки на пять. Все пятерки, кроме трех четверок, и дали мне красный диплом магистра.

Сейчас пока я по профессии не работаю, потому что нет у нас на предприятии такой работы, но работаю на предприятии методистом, а именно обучаю таких же слепых людей работать на компьютере и записываю озвученную литературу на диски и на флешки людям, которые просят это.

После окончания вуза я научился чистить овощи и немножко готовить еду. Вот такая у меня была история.

За время обучения в вузе я успел побывать в реабилитационном центре в Киеве у Федорца Петра Семеновича, где учат ориентированию в пространстве и соцбыту, но там я особо ничему не научился, разве что тереть овощи на терке. Был еще в параолимпийском центре в Евпатории, но там была чисто спортивная реабилитация типа бассейна и тренажерного зала. Там особо ни чему не учили, то мы там находились, как в лагере или в санатории. Надеюсь, что в будущем моя история будет пополняться интересными событиями и дальше.

Еще я в жизни усвоил одно правило, что если я первый раз встречаюсь со зрячими здоровыми людьми, они меня воспринимают, как не полноценного и немощного, потому что они с такими людьми первый раз сталкиваются и не понимают, что незрячий может все, как и они, зрячие. Для того, чтобы они думали о нас иначе, им надо, как в юриспруденции, доказать обратное тому, что они думают, путем действий. Это я понял, учась в высшем заведении. Поскольку на всем потоке был только один я без зрения, то вначале все мои однокурсники думали, что я настолько не способный, что мне будут ставить оценки автоматом, потому что я сам не смогу сдавать экзамены, но после второго курса поменяли обо мне мнение, когда я своими знаниями доказал, что я умнее их. Они сдавали много экзаменов письменно, я же устно, потому что письменно не могу, то меня слушали с раскрытыми ртами и удивлялись., а сами что-то напишут и не заморачиваются. Так под конец учебы со мной стали дружить и уважать меня, понимая, что незрячий ничем не хуже здоровых зрячих людей и если захочет, то сможет все.

Лукьянчук Игорь Павлович,
16.06.1987
e-mail: [email protected]

Читайте также:
Ерошенко Василий Яковлевич
Александр Суворов
.
..

Просмотры (45)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *