Икона для православных слепых

Икона Пресвятой Богородицы Почаевская

1PochaevskaГреческий митрополит Неофит в 1596 г. приехал на Волынь, имея желание поклониться Цельбоносной Стопе Матери Божией. Богобоязненная помещица Анна Гойская сердечно приняла у себя именитого гостя. В благодарность за долгое гостеприимство, а, скорее, вдохновленный Самой Царицей Небесной, Неофит благословил Гойскую древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, иконой, которую привез с собою из Константинополя.
У Анны Гойской был родной брат Филипп Козинский, слепой от рождения. Уверовав в силу иконы, она убедила его обратиться с молитвой ко Пресвятой Богородице, став перед дарованным митрополитом Неофитом образом Ее с прошением о даровании зрения. И действительно, как только со всем жаром сердца помолился он перед образом, глаза его тотчас отверзлись, и он обрел зрение и стал видеть, как будто и не был слепым.
После чуда, столь несомненного, происшедшего на виду у всех, Гойская уже не решилась держать икону у себя, а, собрав иноков и священников и множество православного народа, с крестным ходом и пением перенесла ее на гору Почаевскую и отдала ее на вечное хранение монахам, обитавшим в тамошних пещерах.
Исцеление слепорожденного Филиппа было лишь одним из первых чудес, столь явно повлиявших на судьбу монастыря; за ним последуют и другие.
Со времени прозрения Филиппа Козинского и до настоящего времени сотни раз всенародно была засвидетельствована целительная сила, исходящая от чудотворного образа Почаевской Божией Матери. Каких только видов помощи не получали от нее люди!
Икона, дарованная Анне Гойской митрополитом Неофитом, имела 6 вершков с четвертью в высоту и 5 с осьмушкой в ширину. Писана она была темперой древним византийским письмом на липовой доске, подбитой снизу двумя дубовыми перекладинами. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и впоследствии была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями.
Икона изображает Матерь Божию в пояс, с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Младенца. Иисус положил левую руку на плечо Матери, а правую поднял для благословения; Она же преклонила лик к главе Сына. С левой стороны лика Ее мы видим обычную греко-славянскую надпись в виде монограммы МР, т.е. Богородица Мария; с правой, со стороны Спасителя, находится монограмма IC ХС, т.е. Иисус Христос.
С самого своего основания история монастыря становится тесно связанной с историей иконы, многократно становившейся источником исцеляющей благодати. Ибо сила ее чудотворения становится движущей силой земной истории Почаевской обители. Этом нам еще не раз придется убедиться.
Исцеление слепорожденного Филиппа было лишь одним из первых чудес, столь явно повлиявших на судьбу монастыря; за ним последуют и другие.


Цельбоносная Стопа Богородицы

Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер. Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских и холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны. Однажды ночью, выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице – скипетр.
Явив себя людям с ослепительной ясностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних – Иван Босый) , что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится.
Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили Саму явившуюся им Деву, оставившую след Стопы Своей. Ибо с той поры Стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Матерь Божия на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от РождестваХристова.
Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Цельбоносной Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась наконец в храме.
Сейчас на месте этого храма стоит другой – великолепный Успенский собор, и строители его только ради того, чтобы заключить эту святыню внутрь собора, в соответствии с условиями местности несколько нарушили традиционный принцип храмостроительства: собор обращен не на восток, как этого требует Устав, а, скорее, на север.
С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки “великой и богатой” милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах, о Её милости и благоволении, которые не иссякают.


Икона Божией Матери “Нерушимая стена”

3 N StenaСогласно преданию, икона Божией Матери, именуемая “Нерушимая стена”, прославилась видением старца Гавриила Спасо-Елеазаровой пустыни. Он видел перед собой на возвышении чудесный город, куда ему нужно было идти, к городу вела широкая, пологая дорога, по которой было идти очень легко. Множество людей поднималось по этой дороге, не замечая, что над ними навис огромный, страшный великан, который набрасывал на идущих сеть и захватывал себе. Старец призадумался – как же ему пройти в Великий город и не попасть в сеть к великану.
Вдруг сбоку он приметил незаметную более крутую тропинку, поднимающуюся вдоль высокой до неба стены к городу. По этой тропинке шли редкие путники, великан пытался набросить на них сеть, но она ударялась о стену и возвращалась к нему пустой. Тут в голове старца всплыли слова из Акафиста к Пресвятой Богородице: “Радуйся, Царствия Нерушимая Стено…”. Поняв, чья сила защищает путников на этой тропинке, старец свернул на этот путь. Сеть со свистом пролетала над его головой, но ни разу даже не задела, отброшенная стеной возведенной Богородицей.
Он добрался до города, а там… красота, свет, цветы, благоухание, все в благоговении и радости… Так дошел он до самого Престола Великого Царя.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы “Нерушимая Стена” выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
Шестиметровое изображение молящейся Божьей Матери, Оранты – на вогнутой поверхности купола над алтарем Софиевского собора в Киеве. Икона получила свое наименование “Нерушимая Стена” ввиду того, что на протяжении десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: “Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси.
Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, шире облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь “Нерушимая Стена».”
Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь. На большой дуге полусвода, во всю ее длину и почти во всю ширину, изображена греческая надпись черною мозаикою. Надпись эта так переводится: “Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра»”.
С киевского образа был сделан поясной список иконы “Нерушимая стена”, который находиться в церкви села Никольское Астраханской области. в 1906 г., эта икона была освящена лично свято праведным Иоанном Кронштадтским, возможно, и в этом причина ее чудодейственной силы.
В 2001 году 95-летней жительнице села Соленое Займище, богомольной Агриппине Яковлевне Веремеевой, в тонком сне явилась Пресвятая Владычица и, утешив от надвигающейся слепоты, повелела молиться Ее чудотворному образу Нерушимая стена», что в Никольском.
С неугасимой лампады елей раздается молящимся.
По свидетельствам очевидцев известно, что в годы Великой Отечественной на полях жестоких боев, в самых горячих точках сражения видели женщину, которая стояла, обратившись лицом в сторону вражеских частей, с воздетыми к небу руками. Одно из таких свидетельств подробно описано в рассказе православного писателя протоиерея Николая Агафонова «Нерушимая стена». Он повествует о чуде удивительного спасения фронтовика и его друга на Курской дуге, в одном из тягчайших сражений в годы Великой Отечественной войны. Когда фронтовик зашел в храм поставить заупокойную свечу, чтобы помянуть боевого товарища, то в иконе «Нерушимая стена» узнал ту саму женщину, которую видел тогда, в том памятном бою. Это была сама Пресвятая Богородица.
Удивительная сила исходит от иконы Божией Матери «Нерушимая Стена».

Тропарь, глас 4

Яко нерушимую стену и всемощный покров стяжахом Тя, раби Твои, Владычице Богородице, мрак грехов и скорбей отгоняющую. Темже вопием Ти: мир мирови даруй и душам нашим свет и спасение.

3Nerushimaya Stena-

Собор Святой Софии, действовал до 1929 года, в 1934 г., стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве.
В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников, включив в список Всемирного наследия в 1990 году.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Поскольку здание собора – часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. На основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведен в 1011-1018 гг., на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии. Стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 г. по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по Указу Президента Украины от 11 июня 2010 г. на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.
В 1497 г. в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского.


Икона Божией Матери “Кассиопея”

4KassiopeyaДело происходило в 1530 году на острове Керкира, который в то время находился под венецианским господством.
Один благочестивый юноша по имени Стефан вместе с путниками возвращался из города в свою деревню. В какой-то момент они заметили молодых людей, переносивших с мельницы муку. Спутники Стефана впали в искушение: «Не украсть ли нам муки?» – «Это грех!» – запротестовал Стефан. – Нам не уйти от правосудия. Мы будем наказаны, как разбойники и злодеи”.
Но те не вняли его словам. Незаметно приблизившись, они набросились на работавших юношей, избили их и отобрали у них муку. Избитые работники оповестили управляющего Симона Байлу, и тот послал солдат арестовать злодеев. В качестве подозреваемого солдаты взяли под стражу только Стефана, так как остальные успели скрыться.
Будучи уверенным в своей невиновности, юноша искренно рассказал солдатам обо всем происшедшем, но те связали его и заточили в тюрьме, также и судья не поверил юноше и осудил его.
– Какое ты предпочитаешь наказание, спросил он, что бы тебе отрубили руки или выкололи глаза? Стефан предпочел второе, так как это показалось ему менее мучительным. Плача и рыдая, юноша был приведен к месту исполнения ужасного приговора, где его и привели в исполнение безжалостные палачи.
В восемнадцати милях от столицы острова находилось небольшое приморское поселение Кассиопея, известное благодаря храму Пресвятой Богородицы, в который ежедневно приходило множество народа для поклонения Ее чудотворной иконе.
Стефан принял решение отправиться в это селение и остаться при храме. Поклонившись со своей матерью чудотворной иконе, он попросил у монаха-прислужника дать ему какую-нибудь маленькую келью, чтобы жить. В первый вечер они остались ночевать в храме.
В какой-то момент на него нашел легкий сон, и он погрузился в дремоту. Вдруг он почувствовал, как кто-то прикоснулся к нему руками и начал ощупывать пустые глазницы. Вдруг он прямо перед собой увидел Женщину, всю сверкающую и сияющую. Она предстала пред ним ненадолго и исчезла. Стефан повернулся и… увидел горящие лампады.
– Кто зажег лампадки? Я вижу икону Богородицы! – воскликнул он. Мать приподнялась и посмотрела на лицо своего любимого сына. Да, глаза ее не обманывали: его глазницы украсились парой голубых глаз, хотя до ослепления глаза у Стефана были черные! Со слезами радости мать и сын начали благодарить Пресвятую Богородицу за Ее скорое вмешательство и помощь.
Об этом чуде оповестили управляющего Симона Байлу, который вызвал к себе палача и спросил его: – Действительно ли ты вырвал глаза у Стефана, как я приказал? -Они до сих пор еще находятся в тазу, – ответил тот. И действительно, в тазу находилось два глаза, и оба были черные.
Правитель извинился перед Стефаном и одарил его богатыми дарами,а также он обновил ограду святого храма Пресвятой Богородицы.


Икона Божией Матери “Скоропослушница»
(день памяти 22 ноября) 

5 SkoroPoslushnizaЧудотворная икона Божией Матери “Скоропослушница” – одна из древнейших икон Богородицы.
Первообраз иконы находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Справа от входа в трапезную, напротив входа в собор, находится часовня Богородицы Скоропослушницы. Такое название часовня получила от находящейся здесь одноименной чудотворной иконы Богородицы, которая считается лучшим из приобретений монастыря и одной из наиболее известных и почитаемых икон на Афоне.
Сама икона «Скоропослушница» написана не стене. Это фреска! Фреска, написанная в нише наружной стены перед входом в трапезную. Но существует ещё ее чудотворная копия, которую выносят на крестный ход.
В Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря. Каждый раз, входя в трапезную, он по невнимательности коптил лучиной образ Божией Матери, висевший у входа в трапезную.
Однажды, проходя по обыкновению мимо иконы с пылающим факелом, монах Нил услышал слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человеческого голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил внимания на слова. Он продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с зажженной лучиной.
По прошествии времени монах Нил снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?». При этих словах трапезарий неожиданно потерял зрение. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений и исцеление от слепоты. Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом.
После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос ему сказал: «Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Возвести же и всей братии, что Я – покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства перед Ним. Отныне сия икона Моя будет именоваться «Скоропослушница», потому, что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и скоро буду внимать их прошениям».
Вслед за этими радостнотворными словами к монаху Нилу вернулось зрение. Это произошло 9 ноября 1664 года.
Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне.
Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери (по греч. «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.


Икона Божьей Матери “Целительница”

6 Celitelniza1 октября Церковь особо почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый “Целительница”.
История этой иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед ней.
Наиболее известен случай, благодаря которому и получило свою известность это изображение, произошел в Москве, во времена святителя Дмитрия Ростовского, в начале XVIII века.
Священнослужитель по имени Викентий тяжело заболел. Он ничего не просил, — ни здоровья, ни облегчения мук, — а только каждый час благодарил Пречистую Деву и прославлял Ее словами из Евангелия: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!”
Когда болящий был уже на самом краю земной жизни, комнату, где он лежал, наполнило дивное сияние, и туда вошла Богородица. Она была облачена в царское одеяние и держала в руке скипетр. Ее сопровождал лучезарный юноша в белом – это был ангел-хранитель Викентия.
Ангел молил Божью Матерь исцелить Викентия. Дева вняла этим просьбам. Она подошла к постели, коснулась умирающего клирика своим жезлом, и свершилось чудо – недуг стремительно покинул священнослужителя.
Целительница, вернувшая человеку здравие, исчезла из вида, а сам удостоенный небесной милости служитель алтаря вернулся к храмовому служению.
Исцеление стало ответом Богородицы на смирение болящего. Даровав Викентию исцеление, Богородица благословила его позицию, указав и нам некий образец поведения.
Святые отцы всегда предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ. Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя». Нам же остается лишь ждать.
Однако ожидание – это не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик и безнадега. Ожидание благ от Бога – это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога – благо.
Такое ожидание и такое доверие явил нам Викентий, и подражать ему призваны все христиане.
Про этот случае и была написана икона “Целительница”. Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике врача, склонившегося над одром больного. Эту икону чаще всего можно встретить в больничных храмах, богадельнях, палатах клиник или госпитальных часовнях.
И неудивительно: ведь к кому же ещё, как не ко Христу и к Его Пречистой Матери обращаться верующему человеку в тяжелые минуты болезни и страданий?


Икона Божией Матери Казанская

7 KazanskayaОбретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства.
В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля.
Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина.
Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома.
Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Ее икону.
Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слезно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы.
И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Божией Матери.
Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань.
К месту обретения иконы стало стекаться множество народа.
После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор.
Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты.
Чудотворная икона, которую прозвали по месту Ее обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков.
Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску.
В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой молился князь Михаил Кутузов.
К сожалению, в 1904 году чудотворная икона была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена.
Самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.
Казанская икона Божией Матери (Одигитрия) – повсеместно чтимая и самая популярная чудотворная икона Богоматери.
Обстоятельства обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события будущим патриархом Гермогеном.
Краткое сказание вместе с первой копией-списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на месте явления основан женский Успенский монастырь.
В 1594 Гермоген составил подробную повесть о явлении Казанской иконы.
Казанская икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас.
Явленная икона была небольших размеров. Иван Грозный украсил ее драгоценным окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре, украдена и уничтожена в 1904г.
Местночтимые списки Казанской иконы многочисленны; большинство из них имеет свои собственные сказания и историю почитания.
Празднование Казанской иконы совершается 8 июля – в память о явлении иконы в 1579 и 4 ноября – в память избавления от поляков в 1612.


Икона Божией Матери Грузинская

8 GruzinskayaСогласно преданию, икона имеет грузинское происхождение и при завоевании страны шахом Аббасом в 1622 году была вывезена в Персию. В 1625 году она была приобретена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина. В 1629 году когда приказчик Стефан вернулся в Ярославль, то купец Лыткин направил икону в Черногорский (Красногорский) монастырь на реке Пинеге под Архангельском, в котором построил церковь и снабдил ес необходимой утварью и книгами.
После появления иконы в Красногорском монастыре, ей стали приписывать многочисленные чудотворения. В 1654 году Грузинскую икону привезли в Москву для поновления и изготовления нового оклада. В этот год в городе была эпидемия чумы и с привезённым образом связывают ряд исцелений. Так в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов заказал список с Грузинской иконы для церкви Святой Троицы в Никитниках, который приписывают кисти Симона Ушакова.
Из-за сообщений о чудесах в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона иконе было установлено празднование 22 августа в день её появления в монастыре. В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск лради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Кроме Архангельска образ н осили в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь.
В 1707 году изографом Оружейной палаты Кириллом Улановым был сделан точный мерный список Грузинской иконы. На его нижнем поле помещена надпись: “[1707] написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся 4 мощевика. С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.
В 1920-1922 годы после закрытия Красногорского монастыря икона исчезает, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появляется в нем. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. После этого судьба иконы остается неизвестной.
Икона относится к типу Одигитрия и близка к изводу Перивлепты. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X-XVI веков и особо была распространена в Кахети.
Дева Мария изображена со слегка повсрнутой и наклонённой к сидящему на ес левой руке Богомладенцу Христу. Голова Иисуса немного откинута, в левой руке находится свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повсрнутая обнажснной подошвой наружу.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой,
менуемой “Грузинской”

Кондак 7

Хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифской нареченней, Архипастырь Казанский Лаврентий, лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением, во обитель Раифскую внесе. Свидетелем же быв совершившихся от сея святыя Твоея, Владычице, иконы знамений и чудес, радостно возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую купель Силоамскую зрим, Пречистая Богородице, храм Твой, иже в Раифе: всяк бо недуг и всяку язю душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе притекающих и благоговейно чтущих и лобызающих святый образ Твой. Сего ради, имуще новое неизреченное сокровище Твоих милостей, радостно вопием Ти, Пречистая: Радуйся, купель, в нейже душевныя недуги наша, врачуются; Радуйся, источниче жаждущим воду жизни источивший. Радуйся, слепым телесныма очима зрение подавающая;
Радуйся, глухим слух отверзающая. Радуйся, разслабленныя телом укрепляющая; Радуйся, лежащыя на одре болезней возставляющая. Радуйся, плавающыя по водам от бурь и потопления спасающая; Радуйся, влающыяся в пучине житейскаго моря к тихому пристанищу спасения направляющая. Радуйся, оружие, имже устрашаются полки демонския; Радуйся, щите, имже покрываются обители иноков. Радуйся, тихое пустынножителей веселие; Радуйся, тихое обуреваемых в сем веце пристанище. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странно слышати и неудобно разумети злым неверием омраченным, како от святых икон Твоих, Владычице, знамения и чудеса бывают: нам же тепле верующим словеси, Тобою к первоначертанней благовестником евангельских тайн святей иконе реченному: благодать рождшагося от Мене и Моя с сим образом да будет, удобно есть разумети и праведно уповати, яко и с нею святою Твоею иконой, “Грузинскою”, благодать Твоя и сила пребывает выну: сего ради с благоговейным страхом предстояще, чтем и воздаем ей честь, яко Тебе самой, нам присущей, радостно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся присно горе сущи и с Небесными Силами выну пребывающи, нас земнородных не оставляеши, Богомати, теплым предстательством пред Сыном и Богом Твоим: матернее бо дерзновение к Нему имаши. Сего ради предстояще пречистому Твоему образу, со слезами покаяния вопием те, Богородительнице: Радуйся, Путеводительнице верная, к небесному отечеству добре нас направляющая; Радуйся, Мати Царя небеси и земли, врата райские нам отверзающая. Радуйся, Домостроительнице, житие наше к небесному устрояющая; Радуйся, вечная блага Сына Твоего нам являющая.
Радуйся, от скорбей и бед зде нас спасающая; Радуйся, вечных мук и огня геенскаго по смерти нас избавляющая. Радуйся, всех притекающих с верою и любовию к Тебе сугубо милующая; Радуйся, молитвы наша, приносимыя Тебе пред чудотворным Твоим образом, ко престолу Сына Твоего и Бога нашего возносящая. Радуйся, благая наша Помощнице; Радуйся, непостыдное наше упование и верное спасение. Радуйся, Невесто Неневестная!


ОЗЕРЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(празднование 30 октября/12 ноября)

19OzeryanskayaОзерянская икона Божией Матери одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, расположенное в 30 километрах на юго-запад от Харькова и в 3 километрах от Мерефы.
Здесь в XVII столетии, когда этот край еще страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божией Матери.
В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. По преданию, однажды местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, он принес пострадавшую икону домой. А утром не обнаружил образа в своем доме – нашли его на лугу, там, где он был обретен. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.
Иерей Феодор, духовно обрадованный явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об этом владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословению построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретенный святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление.
Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединенном хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестиво-подвижнической жизнью. По преданию, архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошел неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу.
В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной при ней, братские кельи и обнесли обитель изгородью.
Помолиться иконе приходили тысячи верующих из всех уголков Российской империи. Монахи документально зафиксировали многочисленные случаи чудесного исцеления: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку; исцеление человека из Липцев, не владевшего ногой; исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием; исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах; исцеление двух сестер от глазной болезни; исцеление девочки от горловой болезни…»
Заступничество иконы жители Харькова чувствовали всегда, но больше всего случаев исцеления было зафиксировано в 1833, 1848 и 1871 годах. В те годы в Харькове свирепствовала холера. Озерянскую икону Божией Матери носили от дома к дому, люди поклонялись чудотворному образу, покаянно молились об исцелении и спасении. И тяжкая болезнь отступала.
После Октябрьской революции богослужения в приходском Иоанно-Предтеченском храме продолжались до 1935 года – в ноябре этого годы храм был закрыт и разрушен. Сейчас на том месте стоит поклонный деревянный крест, установленный в 1996 году в память о разрушенном храме. Безбожные власти всячески старались уничтожить и чудотворный живительный источник на месте явления Озерянской иконы. Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками – остатками разрушенных церковных строений – и даже надгробными плитами. Но каждый раз источник заявлял о себе струями чистой воды. Несмотря на запрет властей, и в те годы в Озеряну приходили верующие и находили здесь утешение. И верили люди, что «возсия нам, паче луч солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских».
04 июня 1995 года, после многих лет запустения, вновь была возжена лампада перед чудотворной Озерянской иконой Божией Матери на святом месте ее обретения. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при великом стечении народа освятил храм-часовню и отслужил первую Божественную литургию. С тех пор каждую субботу, а также в дни престольных праздников Озерянской пустыни – 29 июня, 7 июля, 12 ноября (по нов. ст.) и в пятницу Светлой седмицы – в Озеряне совершается Божественная литургия и молебен с освящением воды.
В детском возрасте ослеп известный украинский писатель Григорий Квитка-Основьяненко. Врачи не смогли помочь мальчику. И тогда его мать вместе с сыном отправилась в Куряжский Преображенский монастырь, где в то время находилась Озерянская икона. Она страстно молилась перед чудотворным образом, а потом омыла лицо сына святой водой из Онуфриевского источника. И свершилось великое таинство — Григорий стал прозревать.
Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.
Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице, и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать – различать предметы, ориентироваться на местности.
Чудеса от чудотворной иконы не прекращаются и в наши дни. Тот, кто, посещая святое место, с верой молится перед этими иконами, получает милости от Господа Бога и Его Пречистой Матери.


СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ

Из Деяний Святых Апостолов

9 PavelСавл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе,что тебе надобно делать.
Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.
И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд,
чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел,послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.


Икона святого князя Владимира

13Vladimir“Долго ли, коротко ли плыли, только поднялись впереди из морского тумана крепостные стены, а за стенами – храмы с крестами на куполах. Корсунь! Богатый город, торговый. Одного греческого императора над собой признает, только ему дань платит. Корабли Владимира уже к берегу подошли. Забегали на корсуньских стенах дозорные, кинулась стража ворота затворять. А русские, не спеша, лагерь поставили, начали осаду. Князь Владимир в город послов отправил, велел сдавать немедленно, не то хоть три года простоит, а все равно Корсунь возьмет. А когда отказались корсуньцы на его милость сдаваться, приказал вдоль стен земляную насыпь возводить. И как будет та насыпь со стенами вровень, то с нее и штурм начинать.
Только самые близкие из княжеской дружины знали, что задумал Владимир в побежденном Корсуне в новую веру перейти, чтобы не просить у спесивых греков крещения, а принять христианскую веру, как подобает князю и победителю.
Но стойко держались осажденные. Пробили под стенами подземные ходы и оттуда, будто из нор, по ночам вылезали и всю землю, что русские за день натаскали, в город утаскивали. Верно Владимир сказал – хитры греки!
Да только свистнула ночью стрела с городской стены, пропела опереньем тугим в темноте и упала возле княжеского шатра. Едва не наступил на нее Владимир, когда утром из шатра вышел. Стрела непростая оказалась, а с письмом. Видно, крепко кого-то из своих вельмож корсуньский князь обидел, потому что было и в том письме верное средство, как Корсунь без боя взять.
Горе корсуньцам хитроумным! Узнал из письма русский князь, про секретные колодцы, от которых в город вода подземными трубами бежала, и велел искать их. Поначалу обрадовались в крепости, когда русские свой вал насыпать перестали, думали: уводит Владимир войско. А когда спохватились, поздно было. Откопали княжеские воины потайные колодцы, разрушили подземные трубы, и не стало в городе воды. Что тут сделаешь? Растворили корсуньцы ворота перед русским князем.
Ни дня не медля, отправил князь гонцов из Корсуня в Константинополь. «Город ваш взял» – так Владимир в грамоте написать велел. «А теперь хочу от вас в жены царевну царьградскую. Не то иду со всем войском на Царьграды». Только прежде ответа к Владимиру беда пришла. Ослеп князь. Так и сидел в своих покоях, покуда не подошли к корсуньской пристани корабли из Константинополя. Принцессу Анну привезли.
Все вышло, как князь хотел. Привели Владимира невесту встречать, а царевна говорит: “Хочешь, князь, чтобы я за тебя пошла, тогда крестись. А как крестишься, так и повенчают нас. Видишь, и епископ со мною.”
За Анной с кораблей греческие священники сходят. Владимир их не видит, только слышит, как дружина зашепталась в изумлении. “Нынче же крещусь!” говорит Владимир. “И будет русский владыка греческому императору во всем равен.” Так с пристани в храм и пошли.
И чудо случилось! Едва коснулся епископ княжеского чела, прозрел Владимир. Всю красоту православного греческого обычая разом увидел князь. Мерцали перед строгими ликами на иконах свечи, клубился по церкви душистый дым, и сверкала драгоценными каменьями парчовая риза царьградского епископа.
На другой день Владимир с Анной обвенчались. После этого русское войско скоро на корабли погрузилось. И поплыл православный русский князь с княгиней Анной в Киев”.


Святитель Спиридон, Тримифунтский Чудотворец
(день памяти 25 декабря)

“Если намерения чисты, обязательно поможет!”
(свт. Спиридон
)

16Spyrydon25 декабря по новому стилю, в день блаженной кончины святителя Спиридона в городе Керкира (остров Корфу, Греция) совершается торжественное празднование в его честь: раку с честными мощами Святого на три дня (с навечерия 24 декабря – по новому стилю, до вечерни 26 декабря) выносят для поклонения и молебных песнопений Святому.
В день памяти Святого совершается крестный ход. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство, хор, военные духовые оркестры, свеченосцы несут свечи диаметром более 15 сантиметров. Над городом плывет колокольный звон. По обеим сторонам улицы стоит плотными рядами народ. На пути следования бывают остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклоненных молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя Спиридона в ковчеге пронесли над ними.
Четвертый век нашей эры по праву можно считать золотым веком христианства! «Символ веры» кратко излагает основные догматы православного вероучения. Этот век подарил нам множество святых и выдающихся богословов. Христианская церковь и ее клир способная нести свет и добро, были образцом нравственных устоев для людей.
Святитель Спиридон Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр. Несмотря на то, что с момента его смерти прошло пятнадцать веков, о нем известно довольно много. С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду – в кротости, Иакову – в сердечной доброте, Аврааму – в любви к странникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего Святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.
Спиридон происходил из весьма обеспеченной семьи, ему принадлежал богатый дом и обширные земли. Он принимал активное участие в общественной жизни родного города, его уважали все местные жители. Несмотря на то что он занимал высокое положение, за советом к нему мог прийти каждый человек – будь то небогатый ремесленник или крупный землевладелец.
Нередко к нему обращались в поисках материальной поддержки, и Спиридон с готовностью ссуживал изрядные суммы, не требуя ни письменных обязательств, ни тем более процентов. Он лишь говорил: «Отдашь, когда сможешь». Он принял свое вдовство с покорностью и смирением, увидев в нем знак – знак, которым Господь призывал его изменить свою жизнь.
Спиридон имел в себе дар к врачеванию. В одном из селений его, как лицо духовное, попросили помолиться за умирающего от лихорадки. Когда Спиридон прочитал над ложем больного молитву, умирающий тут же выздоровел. В каждом селении, куда бы он ни приходил, находился больной или увечный. После молитвы Спиридона слепые прозревали, хромые бросали костыли, а находящиеся на смертном одре возвращались к жизни.
Спиридон говорил, что чудеса совершает Бог, а он является лишь проводником Его воли. В подтверждение этих слов он показывал очередное чудо исцеления. И действительно, все, что делал святой – просто читал молитву над страждущим и просил у Господа помощи.
Святой Спиридон охотно отзывается на молитвы тех, кто испытывает финансовые затруднения. Однажды к нему пришла женщина и принесла труп своей дочки, которая утонула несколько дней назад. Труп уже посинел и, даже зная о могуществе и чудесах Спиридона, никто не верил в то, что девочку можно воскресить. Видя безудержное горе матери, Спиридон вернул ребенка к жизни. В считанные мгновения синева пропала с тела, девочка открыла глаза и заговорила. Мать, которая все равно до конца не верила в чудо, а пошла просить помощи у Спиридона от отчаяния, не выдержав, умерла от потрясения. Тогда Спиридон тут же воскресил и ее. Все это произошло при многих свидетелях и было запечатлено в хрониках острова Кипр.
Церковь, детально изучив обстоятельства дела, официально признала случившееся чудом. Способность воскрешения из мертвых была дарована очень немногим святым. Впервые его совершил Иисус Христос, воскресив своего друга Лазаря. После этого воскрешения случались не часто, а уж двойное воскрешение в истории христианства вообще является большой редкостью.
По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим Ариеву ересь (александрийский священник Арий отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение). В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.
На этом же Соборе было явлено чудо, воздействующее не на ум, а прежде всего на сердца колеблющихся в вере. Святитель Спиридон явил образное доказательство Единства во Святой Троице. Он, сотворив крестное знамение, взял в правую руку плинфу, обыкновенный глиняный кирпич, и стиснул его: «Во имя Отца!», и в это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: «И Сына!», и вниз потекла вода, «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, показал оставшуюся на ней сухую глину, из которой была вылеплена плинфа. «Вот три стихии, а плинфа – одна, – сказал тогда Святитель. – Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
Совершив множество чудес, около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Святой Спиридон умер в возрасте 78 лет. 25 декабря по новому стилю Господь открыл святителю приближение его кончины. Узнав о праведной и святой жизни епископа Спиридона, один из византийских императоров приказал выкопать его тело и поместить в усыпальнице храма Святой Софии в Константинополе.
Когда останки Спиридона извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось – словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление.


Святой Мартин Милостивый, епископ Турский
(день памяти 25 октября)

17 MartinСвятой Мартин родился в 316 году на окраине Римской Империи, в Паннонии, на территории нынешней Венгрии. Своею кротостью, милосердием и душевною чистотою обратил на себя внимание Бога.
Воспламененный любовью к добродетелям и святой жизни христиан, отрок на десятом году жизни сделался оглашенным. Римские законы обязывали сыновей воинов также становится под знамена, и в пятнадцать лет Мартин стал воином. Его перевели в Галлию, и в Амьене произошел известный эпизод с умиравшим от холода нищим.
Увидев голодного и холодного бродягу, Мартин вспомнил слова Христа: «Я был наг, и вы одели меня», и, сказав нищему: «Друг мой, у меня есть только оружие и одежда», взял меч, рассек пополам свой плащ и отдал половину просящему. В следующую ночь Мартин удостоился видения, которое открыло ему, что нищим был сам Христос. И Господь укрепил сию веру Мартина и утешил его за его великое милосердие небесным видением. Ночью, во время сна, Мартин увидел Господа Иисуса Христа, Который, явившись ему одетым в ту часть плаща, которую дал нищему Мартин, велел ему взглянуть, не та ли самая эта половина, которую он отдал нищему у ворот.
Мартин стоял в благоговейном безмолвии. Христос же обратился от него к своим предстоящим ангелам и громко сказал: – Сим плащом одел Меня Мартин, хотя он еще только оглашенный. После сего Мартин немедленно принял святое крещение, имея восемнадцать лет от роду. Однажды святой Мартин с некоторыми из своих учеников, по пути к городу Карноту, проходил около одного многолюдного селения. На встречу им вышла огромная толпа, вся состоявшая из язычников, ибо никто в той местности не знал Христа и не слышал истин веры Христовой. Так велика была слава сего святого мужа, что привлекла к нему множество даже языческого народа, который на далекое пространство покрыл поля. Мартин увидел, что надобно действовать и пользоваться сим случаем для обращения неверных ко Христу. И вот, по внушению Святого Духа, он громко начал свою пламенную проповедь, возвещая Божие слово язычникам и часто вздыхая из глубины души, что такое множество народа не знает Господа Спасителя.
В это время одна женщина, у которой недавно пред тем умер сын, принесла его бездушное тело и, положивши его у ног святителя, простирая к нему руки, говорила: – Мы знаем, что ты – друг Божий. Возврати же мне моего сына, ибо он у меня один. Толпа народная присоединилась к несчастной матери и совосклицала ее просьбам.
Святой Мартин взял тело умершего в свои руки, преклонил колена вместе со всем народом и, сотворив молитву, встал и возвратил отрока матери уже живым. При виде сего, все бывшие там начали единодушно исповедовать Христа Богом и, повергаясь к ногам святого, усердно просили, чтобы он сделал их христианами. Святитель, немедля, тут же, на поле, возложив на них руки, огласил их словом истины. Слух о сем чуде быстро прошел по всей стране .
Однажды Мартин, входя в Париж, сопровождаемый множеством народа, встретил в самом жалком виде прокаженного, которым все гнушались. Но святой, милосердствуя над ним, облобызал его и благословил, – и вот страдавший вдруг очистился от проказы и на другой день пришел в церковь, воздав благодарение за свое исцеление.


Святитель Лука Войно-Ясенецкий

15 LukaСвятой Лука Войно-Ясенецкий, Архиепископ Симферопольский и Крымский, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, дворянин, профессор медицины, врач-хирург, писатель (27 апреля (9 мая) 1877, г. Керчь — 11 июня 1961, Симферополь). Он – Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
Слава о глазных операциях, которые делал доктор, так стремительно росла, что хирург не успевал осматривать желающих оперироваться.
«Я не беру денег у больных. А отказать больным, уж, извините, не имею права». В ответ на благодарность пациентов отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему» .
Был сослан в ссылку, в которой пробыл в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 г.
На Енисее в то время свирепствовала трахома. Из-за этой болезни многие местные жители: кеты, селькуны, эвенки теряли зрение.
Бывший начальник Енисейского пароходства И.М. Назаров передает слова погонщика-эвенка Никиты из Нижнего Имбацка: «Большой шаман с белой бородой пришел на нашу реку, поп-шаман. Скажет поп – шаман слово – слепой сразу зрячим становится. Потом уехал поп-шаман, опять глаза у всех болят».
В 1946 г. приближалась слепота и к хирургу – священнику, и архиепископ Лука был вынужден оставить хирургию. Смиренная готовность принять на себя новый тяжелый крест приобретает особенный смысл. В шестьдесят лет у него ослеп левый глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Архиепископ Лука писал: Князь Василий Темный сказал ослепившему его: «Ты дал мне средство к покаянию».
После того, как Владыка потерял зрение, никто не слыхал от него жалоб или ропота. «Я принял как Божию волю быть мне слепым до смерти, и принял спокойно, даже с благодарностью Богу. Свою слепоту переношу благодушно и с полной преданностью воле Божией», пишет он.
“Слепота, конечно, очень тяжела, но для меня, окруженного любящими людьми, она несравненно легче, чем для несчастных одиноких слепых, которым никто не помогает. Для моей архиерейской деятельности слепота не представляет полного препятствия, и, думаю, что буду служить до смерти”.
“Господь первый взял Крест, самый страшный Крест, и вслед за Ним взяли на рамена свои кресты меньшие, но часто тоже страшные кресты, бесчисленные мученики Христовы… Неужели мы не возьмем на себя кресты свои и не пойдем за Христом?”
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, справа от храма Всех святых г. Симферополя. После канонизации Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 года), его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор (17-20 марта 1996 года).
Прежняя могила свт. Луки также почитаема верующими.


Великомученик и целитель Пантелеимон

10PanteleymonСвятой Пантелеймон считается покровителем врачей.
Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение, исцеляют от физических и духовных недугов.
Пантелеймон – то есть всемилостивый – остался в вечной памяти людей как целитель, истинный христианин, принявший великое мучение, но не отказавшийся от своей веры, и святой, то есть снискавший особую божественную благодать Святого Духа.
Первое чудо святой Пантелеймон совершил, когда наткнулся на мертвого ребенка, который был ужален большой змеей. Сама змея лежала около умершего. Возведя глаза к небу, он произнес:
“Господь Иисус Христос, я недостоин призывать Тебя, но, если Ты желаешь, чтобы я стал рабом Твоим, то яви Свою силу и сделай так, чтобы по имени Твоему мальчик ожил, а ехидна стала мертвой”.
И чудо свершилось, мальчик встал живым, ехидна сдохла.
Одним из чудес описывается и такой случай, когда к Пантелеймону обратился слепец, окончательно отчаявшийся во врачах, так как на лечение истратил почти все состояние свое, а пользы не получил никакой.
Несчастный, прослышав об искусстве врачевания юноши, стал просить его: “Умоляю тебя, помилуй меня, ослепшего, не видящего сладкого света: все врачи, находящиеся в этом городе, меня лечили, но не принесли никакой пользы”.
Видя горячую веру несчастного, Пантелеймон берется его лечить и не только исцеляет физический недуг (наступает полное прозрение), но и воскрешает духовно, приобщая к истинной Христовой вере.
Эпизод исцеления в “Житиях Святых” описан так: “Коснувшись очей слепца, св. Пантелеймон произнес: «Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего ослепленных, прозри и начни видеть»”.
Можно представить, сколько радости было у этого человека, вновь увидевшего свет! После исцеления бывший слепец (вместе с отцом св. Пантелеймона) принимает крещение.
То, что исцеление произошло полное, а не только физическое, говорит тот факт, что исцеленный не откажется и в будущем от истинной веры и, как и излечивший его, примет за нее мученическую смерть.
Исцеляя больных, Пантелеймон, помолившись, брал за руку страдающего и произносил: “Во имя Господа Иисуса Христа встань и будь здоров». Больной тут же выздоравливал и вставал.
Когда Пантелеймона обрекли на казнь он произнес: “Умереть за Христа для меня приобретение”.
Св. Пантелеймон принял мученическую смерть. Его тело строгали железными когтями, ребра опаляли горящими свечами, бросали в раскаленное олово, колесовали и, в конце концов, обезглавили.
Свою смерть он встретил радостно, распевая псалмы.
Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим ларцем в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которое из них – кому. Святая глава Пантелеймона до сих пор хранится в Пантелеймоновом монастыре на Афоне.
Частицы мощей святого находятся во многих храмах.


Святой праведный Артемий Веркольский чудотворец

12 ArtemiiРодился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием.
В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой. Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. От мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим.
В том году, попущением Божьим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Калинника.
В сильной скорби Калинник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Калинник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии.
И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась. С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться.
Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца.
Пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.
“В тот же час, – рассказывал исцеленный, – я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом – в правой.
Он осенил меня крестом и сказал: – Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам. При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его”.
Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете.
Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой.
Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.

Тропарь, глас 2:

Вышняго повелением / тученосным облаком небо помрачившим, / и молниям блистающим, / грому же возшумевшу с прещением, / испустил еси душу твою в руце Господеви, / премудре Артемие, / и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, / о иже верою и любовию приходящим к тебе, / подая исцеление всем неотложно, / и моляся Христу Богу, / спастися душам нашим.

Величание:

Величаем тя, / страстотерпче Христов, Артемие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Кондак, глас 8:

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре.


Блаженная Матрона Московская

14 MatronaСвятая Матронушка Московская еще при жизни была любимицей народа, а после прославления в лике святых в 1998г. Покровский женский монастырь, где покоится прах Матронушки, едва справляется с человеческим потоком. Тысячи людей идут сюда за утешением, за исцелением, за надеждой.
Перед смертью Матрона говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Святая – потому, что с детства умела исцелять людей, предсказывать события, видеть грехи человека «духовным зрением».
Обычного зрения у Матроны не было – с самого рождения она была слепой. А в возрасте семнадцати лет перестала ходить – отказали ноги. Всю оставшуюся жизнь Матрона провела сидя, но никогда ни на что не жаловалась.
«С чем приходили к матушке люди? – С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства, с житейскими нуждами и вопросами: выходить ли замуж, менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами: кто-то внезапно занемог, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют галлюцинации, она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла.
Матронушка давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла, учила не осуждать ближних: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Она читала молитвы громко, внятно, и всегда подчеркивала, что помогает не она – помогает Бог».
Трудно представить, как жилось практически недвижимой женщине, не имеющей ни пенсии, ни другого дохода. Не имеющей своего угла, своих вещей. Однако Матронушка при этом еще и другим помогала.
Сотни случаев исцелений описаны в житии матушки. Люди не только исцелялись по ее молитвам, но и получали духовную поддержку. В этом было предназначении святой. Маленькая, слепая, убогая женщина, которая не могла самостоятельно даже передвигаться, была очень сильна духом. Многих людей она привела к Православию, помогла обрести душевный покой.
Отошла ко Господу 2 мая 1952 года. Почитание блаженной Матроны стало всенародным. 8 марта 1998 года, в неделю Торжества Православия, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены нетленные мощи угодницы Божией.
Маленькая, беспомощная, от рождения слепая женщина силой Божией благодати обрела великую духовную прозорливость и обратила, и доныне продолжает обращать ко Христу тысячи людей. Святая блаженная Матрона учит нас, что истинное счастье – единение с Богом. Смотрит на нас с иконки незрячими глазами Матронушка, да молитва ее зряча, зряче доброе и любящее сердце московской заступницы, мудрой старицы, великой святой.
Воспоминание о святой праведной блаженной Матроне помогает нам не забывать очень важную истину, что сила Божия в немощи совершается, что истинное счастье – единение с Богом.

Просмотры (188)

Православный реабилитационный центр для слепых

Перейти к верхней панели